Проекты

Версия для печати

НИР «Оценка воздействия объектов социальной инфраструктуры на результаты работы дочерних обществ ОАО “Газпром”»




НИР «Оценка воздействия объектов социальной инфраструктуры
на результаты работы дочерних обществ ОАО “Газпром”»


В 2013-2014 г. по заказу Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Газпром» ВЭШ СПбГЭУ выполнила НИР по теме «Оценка воздействия объектов социальной инфраструктуры на результаты работы дочерних обществ ОАО «Газпром».

Цель данной научно-исследовательской работы состояла в том, чтобы определить механизм и степень воздействия на результаты работы дочерних обществ ОАО «Газпром» объектов социальной инфраструктуры с учетом анализа порядка и условий деятельности данных объектов. Реализация цели исследования обусловила необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:

  1. Экспресс-анализ социальной политики дочерних обществ ОАО «Газпром» с целью определения ключевых направлений и показателей деятельности объектов социальной инфраструктуры и механизмов влияния их на качество жизни работников.
  2. Сбор и обработка информации об объектах социальной инфраструктуры.
  3. Определение ключевых показателей результативности дочерних обществ и анализ характера и степени влияния на них объектов социальной инфраструктуры.
  4. Разработка методики оценки воздействия объектов социальной инфраструктуры на результаты работы дочерних обществ ОАО «Газпром».

В качестве объекта исследования была выбрана социальная инфраструктура дочерних обществ основного производства ОАО «Газпром»: добывающее – ООО «Газпром добыча Надым» (г. Надым); добывающее и перерабатывающее – OOO «Газпром добыча Оренбург» (г. Оренбург), газотранспортные – OOO «Газпром трансгаз Нижний Новгород» (г. Нижний Новгород), ООО «Газпром трансгаз Ухта» (г. Ухта), ООО «Газпром трансгаз Югорск» (г. Югорск).

В частности, был определен перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих исследованию:

Объекты медицинской инфраструктуры:

  • Объекты производственной медицины (врачебные и фельдшерские здравпункты на промышленных площадках)
  • Амбулаторно-поликлинические и стационарные учреждения
  • Центры реабилитации
  • Санаторно-курортные учреждения

Объекты социально-бытового и культурно-спортивного назначения:

  • Пансионаты, базы отдыха
  • Спортивно-оздоровительные комплексы
  • Общежития вахтового типа («перехватывающие общежития»)
  • Детские дошкольные образовательные учреждения
  • Культурно-досуговые центры

Для выполнения научно-исследовательской работы была сформирована рабочая группу в составе: Клементовичус Я.Я. – д.э.н., PhD, доцент, директор ВЭШ СПбГЭУ, научный руководитель, Карпова Г.А. – д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ, декан факультета туризма СПбГЭУ; Коротеева О. С. – д.э.н., доцент кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ; Русинов В.М. – к.э.н., доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов СПбГЭУ, заместитель директора ВЭШ СПбГЭУ по маркетингу и взаимодействию с корпоративными клиентами; Моргун Н.В. – заместитель директора ВЭШ СПбГЭУ по развитию; Орлов В. – к.э.н., старший преподаватель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов СПбГЭУ, Покровская Н.Н. – к.э.н., д.с.н., профессор кафедры социологии СПбГЭУ. В ходе выполнения НИР по отдельным вопросам привлекались ведущие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава СПбГЭУ.

После проведения экспресс-анализа группой была сформулирована рабочая гипотеза о том, что функционирование объектов социальной инфраструктуры в рамках проводимой на местах социальной политики оказывает существенное влияние на результаты деятельности дочерних обществ ОАО «Газпром». В процессе исследования было уточнено, что объекты социальной инфраструктуры играют ключевую роль в обеспечении качества жизни сотрудников дочерних обществ. Они оказывают прямое воздействие на уровень удовлетворенности персонала (удовлетворенность работой, социальный климат), лояльность, мотивацию, а также оказывают опосредованное влияние на показатели кадровой, производственной и ряда других политик (текучесть кадров, привлекательность бренда работодателя, заболеваемость, травматизма, безопасность труда и другие). Решение вопросов повышения и оптимизации качества жизни работников непосредственно связано с изучением механизма влияния социальной инфраструктуры на этот показатель. Мы исходим из того, что каждый используемый показатель имеет свое содержание и выполняет определенную функцию по отношению ко всей системе. Социальная инфраструктура как целостный объект может быть разделена на отдельные объекты: медицинские подразделения, досуговые, санаторно-курортные и другие. Все эти объекты связаны друг с другом, взаимодействуют и оказывают взаимное влияние.

В качестве показателей результативности дочерних обществ были взяты качественные показатели - безопасность, бесперебойность и безаварийность, выбор которых связан с особенностями организации основного производства дочерних обществ ОАО «Газпром».

Теоретической и методологической основой научно-исследовательской работы послужили фундаментальные концепции экономики труда, сервисной экономики, управления персоналом, качества жизни, устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, оказавшие влияние на представление роли и функций социальной инфраструктуры. В ходе работы был изучен опыт реализации социальной политики ведущих российских и зарубежных нефтегазовых компаний. Полученные данные послужили базой для сопоставления и обобщения информации, собранной в ходе реализации научно-исследовательской работы, о развитии объектов социальной инфраструктуры на уровне дочерних обществ ОАО «Газпром».

Одним из основных источников данных послужила серия глубинных интервью (структурированные и неструктурированные интервью) с руководителями и специалистами дочерних компаний и профсоюзных организаций ОАО «Газпром». Также в ходе исследования эксперты (члены рабочей группы) выезжали на объекты указанных выше дочерних обществ для проведения глубинных интервью и обследования объектов социальной инфраструктуры, а также объектов основного производства. На основе полученных данных была составлена анкета и проведен опрос сотрудников дочерних обществ (собрано и обработано более 3 500 анкет). Анкетирование позволило получить информацию об оценке услуг объектов социальной инфраструктуры и о социальных установках работников.

Структура предлагаемой работы отражает последовательность перечисленных выше задач исследования. Первая глава посвящена определению целей, задач и функций объектов социальной инфраструктуры (ОСИ), анализу российского и зарубежного опыта в области социальной политики нефтегазовых компаний. Во второй главе «Роль и место объектов социальной инфраструктуры в деятельности дочерних обществ ОАО «Газпром»» рассмотрены основные характеристики и особенности функционирования ОСИ с учетом территориальных, климатических и исторических аспектов и накопленного опыта. Проведен анализ услуг, предоставляемых на базе объектов социальной инфраструктуры, обозначены типовые модели функционирования объектов социальной инфраструктуры. Особое внимание уделено анализу медицинских услуг. В третьей главе «Исследование востребованности услуг, предоставляемых ОСИ, и уровня удовлетворенности ими в дочерних обществах» представлены результаты анкетирования по каждому дочернему обществу, а также обобщающая информация по всем полученным анкетам. Четвертая глава «Анализ характера и степени влияния объектов социальной инфраструктуры на результаты деятельности дочерних обществ ОАО «Газпром» и качество жизни работников» содержит описание механизма влияния ОСИ на результаты деятельности дочерних обществ ОАО «Газпром» и качество жизни работников, а также основные положения методики оценки такого воздействия.




Возврат к списку

Программы
Новости
17.11.2017
Приглашаем 22-23 ноября на "Ежегодный фестиваль перспективных проектов" ВК "ЛЕНЭКСПО"
09.11.2017
Приглашаем 6 декабря в 18-30 на очередной круглый стол «Современные методы нормирования ресурсов и планирование строительно-ремонтных работ» из цикла «Управление современными экономическими системами»
09.11.2017
08 ноября в Высшей экономической школе завершилась программа повышения квалификации «Практика управления государственными и муниципальными закупками»
30.10.2017
27 октября в ИДПО-«ВЭШ» завершилась программа повышение квалификации «Новое в бюджетном учете и отчетности с 2018 года: федеральные стандарты бухгалтерского учета государственного сектора для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений»
30.10.2017
25 октября в ИДПО-«ВЭШ» завершилась программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет на предприятии»

Образовательные кредиты
от РосинтерБанка
для слушателей ВЭШ СПбГЭУ